Главная страница
Главная

Троллейбусы:

Фотогалерея

История

Маршруты

Автобусы:

Фотогалерея

Маршруты

Расписания

Статьи

Новости

Репортажи

Форум

Гостевая

Ссылки

Авторы


История полтавского троллейбуса.

История полтавского троллейбуса

В Полтаве, в своё время, планировалось запустить не троллейбус, а трамвай. Было это аж в 1913 г. Намерения построить трамвайную колею, которая б объединяла два вокзала, тогдашние градоначальники имели очень серьёзные. Муниципалитет выделил соответствующие финансы на проектирование. Преградой строительству стала Первая мировая война, потом – революция, года гражданской смуты… В 1922-24 годах к «трамвайной идее» вернулись вновь. Линию не только спроектировали, но даже начали строить. Губисполком взял ссуду в банке – 300 тис. рублей золотом, закупили первую партию рельсов – 350 штук. Начали укладывать. Но опять не судьба… Советское плановое хозяйство уже тогда давало сбои. Кто-то в правящих верхах передумал и решил, что для Полтавы иметь трамвай – роскошь. Деньги кинули на другую новостройку, а колею разобрали.
Первый полтавский ЮМЗ Т1 №25И вот, наконец-то, в 1947 году родилась идея с троллейбусом.
Своим указом №305 облисполком подтвердил своё будто бы окончательное намерение. Выделили 70 тыс. на проектирование… Но всё-таки от идеи до воплощения прошли годы.
Первый полтавский троллейбус вышел в первый рейс 13 сентября 1962 года. Сооружение линии от Южного до Киевского вокзала велось интенсивными темпами. За 8 мес. было освоено 2 млн. рублей капиталовложений – по тем временам громаднейшая сумма.
В те времена существовала традиция – провинциальным городам отдавать «бэушную» технику. Но полтавская власть сумела эту привычку побороть – Полтаве досталось 8 новеньких ЗиУ-5. Тогда троллейбусы в день перевозили всего около ста пассажиров в день. С 1963 поступили троллейбусы Киев-5 и 16 штук Киев-6
История полтавского троллейбуса:
1963. Построено 2 новые линии – к стеклозаводу и от площади Зыгина к ул. Гожулянской.
1966. Начато широкомасштабное строительство жилищного микрорайона Алмазный. В это же время вводится в эксплуатацию линия по ул. Степного Фронта (тогда – улица Полевая).
1968. От ул. Гожулянской троллейбусную линию продлили к заводу ГРЛ
1981-87. Маршруты полтавских троллейбусов охватили браилки, институт связи, продлена линия за стеклозаводом.
1995. Маршрут №12 достигает микрорайона Левада.
2000. Новая линия по ул. Сенной разгрузила ул. Фрунзе от транспортной перегрузки.
2006, январь – Полтавское троллейбусное депо реформировано в коммунальное предприятие «Полтаваелектроавтотранс»
2007 – Полтавскому троллейбусу исполнилось 45 лет.
Один из последних троллейбусов ЮМЗ Т2 КП Полтаваэлектроавтотранс с красивым номером 111 Ежедневно на улицы города выходит около 70 троллейбусов. Первая смена начинается в 5 утра, а вторая заканчивается едва ли не в 11 вечера. В праздничные дни время курирования троллейбусов по городу продляется.
Маршруты на протяжении многих лет много раз изменялись. На данный момент машины работают на 15 маршрутах. Самый короткий маршрут - №1 (13 км.). Самый длинный - №6 (33.8км)
Всего на балансе КП «Полтаваелектроавтотранс» находится 105 машин. Большая часть – это машины производства Южного машиностроительного завода, первые из которых поступили в январе 1993. Из 13 последних ЮМЗ-Т1 выпущенных с августа 1997 до января 1999, 11 ушли в Полтаву. С августа 1998 до сентября 2000 Полтава получила 37 ЮМЗ-Т2 из произведенных 56 машин этого типа в тот период.
С каждым годом ЗиУ-9 становится всё меньше. На улицах города сейчас их можно увидеть не больше десятка. Самый старый пассажирский троллейбус - ЗиУ-682ВОА №297 – 1990 г.в. Самый новый - низкопольный ЮМЗ Е-186 №114. Работает и троллейбус техпомощи - КТГ-01 (1988 г.в.). Едва ли не весь троллейбусный состав курсирует по городу окрашенных во всевозможную рекламу. Пополнение троллейбусного парка в последние годы приторможено. Несмотря на это транспортный состав Полтавского троллейбусного депо является едва ли не самым молодым в Украине. В течении 1996-2000 было приобретено 57 троллейбусов из 105 ныне имеющихся. Планируется закупка ещё нескольких ЮМЗ Т2. В 2006 году было «обрезано» 2 спаренных ЮМЗ Т1 в связи с нецелесообразностью их дальнейшей эксплуатации в прежнем состоянии. Ждут своей очереди ещё несколько таких машин. Нумерация состава шла с 01 до 300, а с 1990 года заново с 01.
Сейчас в депо работает более 700 человек: водителей, кондукторов, обслуживающего персонала.
Гордость полтавских троллейбусников, низкопольник ЮМЗ Е–186 возле гостиницы “Киев”. 30.11.2007 КП «Полтаваелектроавтотранс» обслуживает более 20 льготных категорий населения. Стоимость проезда в июле 2007 года была повышена с 35 копеек до 50. При этом стоимость проезда и проездных для школьников и студентов осталась прежней (при предъявлении соответствующего документа).
Сейчас на балансе КП «Полтаваелектроавтотранс» числится 17 автобусов Богдан А092 которые обслуживают отдалённые участки города по городской программе ”Місто без околиць”. Ожидается поступление ещё десятка таких автобусов. В городе уже сейчас наблюдается вытеснение троллейбусов многочисленными микроавтобусами «Газель» и автобусами «Богдан», «Вольво». К сожалению, складывается неблагоприятная ситуация для дальнейшего развития троллейбусного транспорта в Полтаве.

© Евгений Асауленко, 2007



Материалы статьи разрешается использовать в соответствии с лицензией GNU FDL.