Автобусы производства ООО "Полтава-Автомаш" из города Полтава


— Ты прав. Горожане сильно изменились, внешне, я говорю, как и сам город, впрочем. О костюмах нечего уж и говорить, но появились эти... как их... трамваи, автомобили...
— Автобусы, — почтительно подсказал Фагот.

Михаил Булгаков. Мастер и Маргарита

Современную транспортную систему Полтавы невозможно представить без автобусов СП УМАК. Эти автобусы изменили всю транспортную систему Полтавы. Про них многие знают, но что их изготовил полтавский завод "Полтава-Автомаш" знают даже не все полтавчане, не говоря про жителей других городов.

Немного истории. В начале 90х прекратились закупки Икарусов и других автобусов большой вместительности автопредприятиями Украины. И автобусный парк начал стареть. Основной производель автобусов в Украине ЛАЗ катастрофически снизил производство автобусов, его конвейер останавливался от отсутствия заказов (цена была для автопредприятий Украины дорогой, а за пределами Украины их покупать в больших количествах перестали), и тяжело давался переход на городские модели автобусов. К 2000 году уже автопарк больших автобусов в Украине катастрофически устарел. Продолжали ползать по дорогам ЛАЗы 695 и Икарусы непонятно какого года выпуска, появились они и у частных перевозчиков. На каких свалках их только находили автобизнесмены? О комфорте проезда, как правило, речь не шла - лишь бы доехать до нужной остановки. Стада «Газелей» и переоборудованных «бусов», оккупировавшие улицы крупных городов, не могли справиться с большими пассажиропотоками. Да и поездку в тесном микроавтобусе, в котором передвигаться нужно согнувшись, а сидеть боком из-за непомещающихся между рядами сидений ног, трудно назвать пределом мечтаний для горожанина. О перегруженности магистралей этой копытной дичью, бросающейся из левого ряда к каждому голосующему на обочине, можно и не говорить. Из этой ситуации надо было искать выход.

А теперь об автобусных перевозках в самой Полтаве. По кольцевому маршруту автобусы «Скания» следуют с периодичностью, которой позавидуют и поезда в метро. Не в пиковое время на кольцевом маршруте, постоять в салоне почти всегда найдутся свободные места, всем пассажирам хватает сидений и автобусов достаточно. Но самое главное, цена билета – он самый дешевый в Украине! К примеру жителю Харькова или многих других городов, право подышать выхлопными газами в толчее и давке салона «убитого» Икаруса предоставлялось за большую цену, чем жителям Полтавы стоит проезд в комфортабельных автобусах.. Ничего удивительного, в Полтаве дает свои плоды конкуренция. На кольцевом маршруте работает украинско-шведское совместное предприятие УМАК, эксплуатирующее скандинавскую технику. Это предприятие является образцом по обслуживанию пассажиров: здесь впервые водители были одеты в белую рубашку с галстуком, кондукторы тоже одеты в униформу, возле входа табличка с именем водителя и кондуктора, объявляются остановки, выдерживается график движения, пересменка водителей прямо на линии, низкая цена проезда, всем пассажирам всегда не забывают давать талонов… Интересным нововведением УМАКа было то, что каждый автобус получил индивидуальное название: Ворскла, Фортуна, Экспресс, и, как по мне самое удачное, ВлАстелин колеЦ (под А написано - Автовокзал,а под Ц написано - Центр).

Автобусы на територрии завода готовятся к отправке в город Киев

История Полтавского «автобусленда» началась с переезда в Швецию нашего бывшего соотечественника Алексея Караваева. Созданная им компания Busslink, не имеющая «родственных» связей со скандинавскими автобусопроизводителями и их представителями в Украине, в 1993 году занялась поставками шведских автобусов в нашу страну. В Полтаву первые автобусы Вольво попали в 1995 году в АТП-15327. С запретом на ввоз транспортных средств старше 8 лет, их закупки прекратились.

Рассказывая про автобусы Полтавы, невозможно не рассказать про завод "Полтава-Автомаш", который в Полтаве с 2000 по 2005 года занимался сборкой из бывших в употреблении капитально отремонтированных запчастей, узлов и агрегатов, капитальным ремонтом, реставрацией и продажей автобусов, которые уже отслужили (подчеркну, что отслужили в Европе) и там были списаны. А это были большие и сверхбольшие городские автобусы Scania и Volvo, выпущенные в Швеции в 80-х годах прошлого века. Шведские городские автобусы большой вместимости получили «вторую жизнь» в Полтаве

2000 году создано ООО "Полтава-Автомаш", его учредителями выступили вместе со шведской стороной полтавский акционерный банк Полтава-банк та СП УМАК, а само производство размещалось на производственных площадях завода Полтавамаш, большой пакет акций которого принадлежал Полтава-банку..

В цехе завода Полтава-Автомаш

Скандинавский климат и опыт многих десятилетий жесткой конкуренции на рынке позволили шведам выпускать действительно комфортные, мощные, выносливые автобусы. Попадая в виде комплектующих и собираемые на «Полтава-Автомаше», и делая реставрацию старых 10-12 летних шведских автобусов, которые имеют эксплуатационный ресурс 30 лет: 1млн км пробега по двигателю и 35 лет безгаражного хранения по кузову, а стоили 36 тыс. долларов за базовую модель (с кондиционером и другими наворотами дороже) - почти в десять раз меньше новых импортных и в 3 раза дешевле нового ЛАЗа.. Двойное остекление, система поддержания заданной температуры в салоне, удобные кресла, благодаря мощному двигателю и автоматической коробке передач потрясающая с непривычки динамика и плавность хода. Хотя есть и «перегибы»: например, некоторые системы, не рассчитанные на украинскую специфику пользования общественным транспортом, вынуждены отключать прямо на заводе. В их число попали оптические датчики, контролирующие отсутствие помех в створе дверей, и лишь затем разрешающие их закрытие.

Как не удивительно, прогресс пришел вместе со старыми автобусами. По словам водителей УМАКа за рулем 18-метрового сочлененного Вольво, несмотря на возраст и длину автопоезда (на два метра длиннее аналогичного «Икаруса» 280), машина демонстрирует исключительно легкий и плавный набор скорости, хорошую для таких размеров управляемость и маневренность. В общем, водить такое средство передвижения - одно удовольствие: неудивительно, что в Швеции половина водителей автобусов - представительницы прекрасного пола. Также следует отметить качественный пластик в отделке салона, благодаря которому салоны старых автобусов выглядят как новые. Так называемая «гармошка»- тоже часть салона, ибо даже в ней установлены сидения, а сама она утеплена несколькими слоями ткани.

В салоне отремонтированого автобуса

Уровень технической оснащенности и современности конструкций даже видавших виды у себя на родине скандинавских автобусов сильно отличается от того, чем привыкли пользоваться украинские «водилы». В диковинку сначала казались на автобусах литые диски и бескамерные шины, кузова из алюминия, нержавеющей стали и пластика, которые не начали ржаветь даже после напряженной зимней эксплуатации по нашим ухабам. Но к хорошему быстро привыкаешь, и теперь украинские водители по-заправски используют удобные приспособления. На зимней стоянке, благодаря соответствующим разъемам, можно не только подогреть антифриз, но и создать давление в тормозной системе, что позволяет начать движение сразу же после запуска двигателя, очень просто проконтролировать уровень масла в двигателе и автоматической КПП, доступ к щупам не требует открывания никаких люков. Водитель может, не вставая со своего рабочего места, сменить номер маршрута на указателях. Левая нога, несмотря на автоматическую КПП, тоже задействована - для включения кнопки громкоговорящей связи, ну а микрофон закреплен на гибком рукаве и устанавливается каждым водителем по своему усмотрению. В Икарус или в старые модели ЛАЗа после такого автобуса водителя уже не заманишь. Вот некоторые технические характеристики, которые мне удалось найти в интеренете..

Scania CR112  
Общие данные  
Материалы кузова нерж. сталь, алюмин. сплав, стеклопластик
Число мест для сиденья 44
Число стоячих мест 51
Масса снаряженная/полная, кг 10700/16400
Объем бака, л 250
Двигатель  
Тип Турбодизель
Объем, см куб 11000
Мощность, кВт 184
Остаточный ресурс двигателя, км До 1 млн.км
Эксплуатационные показатели  
Остаточный срок службы кузова, лет Не менее 10
Расход топлива в городском режиме, л/100 км 40-43
Расход топлива в пригородном режиме, л/100 км 25-30

Автобусы с этого завода выпускались на вид как новые и отвечали всем евростандартам, при невысокой цене полтавские ремонтники гарантировали их качество. Шведы предоставили заводу “Полтава-Автомаш” статус независимой станции по обслуживанию автобусов Scania второй и третьей серии (с 1996 года в Швеции выпускаются автобусы четвертой серии). Также шведские автобусостроители поставли полтавским ремонтникам-восстановителям оригинальные запчасти по экслюзивным низким ценам.

Так первым крупным заказом был заказ из Киева на 87 - "Вольво-Б10М" и 13 - "Скания-112, всего 100 автобусов.

С 2-3 апреля 2004 года Министерства транспорта Украины и при содействии Министерства промышленной политики Украины проводили в городе Киев Международнаю специализированная выставка-презентация «Автобус-2004». На ней ООО “Полтава-Автомаш” тоже представил свой автобус городской модель Scania CR-112 на 84 пассажира. Кузов машины изготовлен из «нержавейки» и алюминия, трансмиссия – автоматическая. Автобус заинтересовал многих посетителей выставки как технической характеристикой так и ценой (190 тыс. грн в апреле 2004 года).

На выставке Автобус-2004 Полтава-Автомаш представил городскую модель автобуса Scania CR-112 на 84 пассажира

Кроме хороших моментов имелись у этих автобусов и недостатки, связанные с тем, что он рассчитан для эксплуатации в Швеции. Прежде всего это узкие двери и узкие проходы между сидениями, наличие всего 1 накопительной площадки,очень узкие проходы между сидениями, что делает их неудобными в пиковое время и на оживленных маршрутах. Вторым недостатком было то, что в автобусе все окна герметичные,плотнозакрывающиеся двери, мало люков, что делает его невыносимо жарким летом, но теплым зимой. И конечно дорогой ремонт, так как все детали импортные. За пять лет завод выпустил более 180 машин (точное количество установить мне пока не удалось), большая часть из которых попала в Киев (около 150), часть осталась в Полтаве. Автобусы, кроме Киева и Полтавы, покупали Ялта, Луганск, Одесса, Днепропетровск. Один из автобусов даже продали в Швецию! Были планы продажи автобусов в Россию, Белоруссию, Узбекистан. Завод бвл в состоянии ежемесячно «реанимировать» до шести единиц автобусной техники из Швеции. Были и планы сборки в Полтаве новых Шведских автобусов. Но всем этим планам не суждено было сбыться. В Россию продать шведские автобусы из Полтавы не удалось, а Киев взял курс на новую технику, купив партию МАЗов. Изменилось и законодательство, и ремонт шведской техники в Полтаве стал не выгоден. Завод закрыли. На его площадях в марте 2006 года отрыли самый большой в городе гипермаркет. Так закончилось автобусное производство в Полтаве. На память о нем остались автобусы Вольво и Скания на кольцевом маршруте.

Техническая характеристика автобусов, производства ООО "Полтава-Автомаш".

VOLVO В10М55К - собраные из капитально отремонтированых частей.

>VOLVO В10М55К - собраные из капитально отремонтированых частей, куплен СП УМАК,автобус работает на кольцевом маршруте в городе Полтаве





Марка, модель (тип)  
модификация (версия): VOLVO В10М55К
Категория, класс М3, ІІ
Изготовитель, его адрес ООО “Полтава-Автомаш”, Украина, 36007, г. Полтава, ул. Ковпака, 26
Код VIN: Y99 10М55К ? ?А73???
Габаритные размеры в мм  
- длина 18000
- ширина 2500
- высота 3150
Общее число пасажиромест 129
Число мест для сидения 68
Полная масса, кг 24500
Количество пасажирских (служебных дверей) 3

VOLVOВ10М60 - собраные из капитально отремонтированых частей.

VOLVOВ10М60 - собраные из капитально отремонтированых частей,куплен СП УМАК,автобус работает на кольцевом маршруте в городе Полтаве







Марка, модель (тип)  
модификация (версия): VOLVO В10М60
Категория, класс М3, ІІ
Изготовитель, его адрес ООО “Полтава-Автомаш”, Украина, 36007, г. Полтава, ул. Ковпака, 26
Код VIN: Y99 0??60С ? ?А73???
Габаритные размеры в мм  
- длина 12000
- ширина 2500
- высота 3150
Общее число пасажиромест 79
Число мест для сидения 42 или 45
Полная масса, кг 16500
Количество пасажирских (служебных дверей) 3 или 2

SCANIA CR112 Н12, Н13, Н14, ООО "Полтава-Автомаш" - собраные из капитально отремонтированых частей.

SCANIA CR112 Н12, Н13, Н14, ООО







Марка, модель (тип) SCANIA SCANIA
модификация (версия): CR112 H12, Н14 CR112 H13
Категория, класс М3, ІІ М3, ІІ
Изготовитель, его адрес ООО “Полтава-Автомаш”, Украина, 36007, г. Полтава, ул. Ковпака, 26 ООО “Полтава-Автомаш”, Украина, 36007, г. Полтава, ул. Ковпака, 26
Код VIN: Y99 1??60C ? ?А73??? Y99 1??60B ? ?А73???
Габаритные размеры в мм    
- длина 11985 11985
- ширина 2500 2500
- высота 3150 3150
Общее число пасажиромест 87 95
Число мест для сидения 44 28
Полная масса, кг 17000 17000
Количество пасажирских (служебных дверей) 3 3


© Василь



Современные фотографии полтавских автобусов VOLVO.


Автор сайта может не разделять мнение авторов статей. За достоверность информации ответственность несут авторы статей.

Перейти на главную страницу